Муниципальный район "Куйбышевский район"
Калужской области

Неформальная занятость

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

С 01 января 2024 года вступили в силу положения Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», касающиеся противодействия нелегальной занятости.

Законом закреплены определение понятия «нелегальная занятость» и определены организационные основы противодействия нелегальной занятости.

Так, под нелегальной занятостью понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений.

Правительство Российской Федерации утверждает план мероприятий, разрабатывает и осуществляет меры по противодействию нелегальной занятости, а также определяет порядок создания и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости.

Межведомственные комиссии наделяются широкими полномочиями, включая получение персональных данных, сведений, составляющих налоговую тайну, инициирование надзорных мероприятий и др.

Приказом Минтруда России от 02.02.2024 № 40н утвержден перечень информации, передаваемой налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).

В рамках межведомственного взаимодействия передаются сведения, касающиеся работодателей, начисляющих выплаты физическим лицам ниже минимального размера оплаты труда, имеющих отклонение среднемесячного размера оплаты труда более чем на 35% от среднемесячного размера оплаты труда в субъекте Российской Федерации, сведения о признаках нелегальной занятости и др.

С 01 января 2025 года Роструд будет вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости.

Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений

Неформальная занятость приводит не только к отсутствию соблюдения трудовых прав и социальных гарантий работников, но и недополученные в региональный и муниципальные бюджеты доходы от налога на доходы физических лиц. Это, в свою очередь, приводит к проблеме дефицитности бюджетов, что не позволяет реализовывать все мероприятия по развитию различных сфер, в том числе социальной.
Выведение из тени всех неформально занятых позволит дополнительно получить минимум 30 процентов от той суммы налога на доходы физических лиц, которая фактически поступает в бюджеты всех уровней.
Поэтому одним из важных направлений деятельности в сфере трудовых отношений остается работа по легализация трудовых отношений и сокращению неформальной занятости.
Основные проявления неформальной занятости:
· отсутствие оформления трудовых отношений с работником в письменной форме;
· существование серых схем и расчетов в наличной форме при оплате труда;
· уклонение от уплаты страховых взносов;
· подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера.
Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав.
Соглашаясь работать неформально, работник рискует:
· получать заниженную оплату труда
· не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем
· не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск
· не получить оплату листка нетрудоспособности
· не получать в полном объеме пособие безработице,
· полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором (пособие по уходу за ребенком, выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов и др.)
· получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве
· не получить расчет при увольнении
· получить отказ в выдаче необходимого ему кредита
· получить отказ в выдаче визы
Кроме того, с его зарплаты не будут производиться пенсионные отчисления. Неприятность этой ситуации человек почувствует более остро при выходе на пенсию.
В масштабах государства неформальная занятость ведет к недополучению налогов, страховых выплат, ограничивая возможность развития государственной социальной политики.
Для работодателей выплата «серых» зарплат, не оформление надлежащим образом трудовых отношений с работниками грозит административной ответственностью в виде уплаты «сэкономленных» работодателем средств и внушительными штрафами.
Практика применения нелегальной занятости имеет негативное влияние не только на экономику страны, но и на самих работодателей – нарушаются принципы конкуренции в бизнесе, добросовестные работодатели оказываются в менее выгодном финансово-экономическом положении.
В Куйбышевском районе работа по снижению неформальной занятости проводится в рамках действующей межведомственной рабочей группы по следующим направлениям:
1) выявление работодателей, использующих неформальные трудовые отношения;
2) содействие в оформлении трудовых отношений, самозанятости;
3) повышение информированности населения и работодателей о последствиях нелегальной занятости.
Полностью искоренить проявления неформальной занятости возможно лишь с помощью самих участников трудовых отношений – работников и работодателей, от их гражданской позиции зависит эффективность этой работы.

Белая зарплата – право каждого работника и обязанность работодателя!

Высокий уровень заработной платы способствует росту профессиональной активности работников, повышает общий уровень их жизни. При этом бюджет получает больше налоговых поступлений от заработной платы, поднимается уровень уплаты страховых взносов и отчислений в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности работающего населения.
Уклоняясь от уплаты страховых взносов, работодатели не только обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников.
Работники, получая «теневые» доходы, не задумываются о том, что когда-нибудь наступит время получения пенсии, которая будет являться основным, а может быть и единственным источником их существования. Трудность выявления этих нарушений заключается в том, что они совершаются с молчаливого согласия работников, которые практически становятся соучастниками налогового правонарушения.
Последствия, к которым могут привести выплата «серой», «теневой» заработной платы:
- потеря трудового стажа при начислении пенсии за весь период времени, в котором работали без заключения трудового договора, а при наличии трудового договора получают пенсию, рассчитанную исходя только из официально полученной зарплаты;
- лишение всех социальных гарантий (права на оплату больничного листа, на пособие по беременности и родам, на охрану труда, в том числе возмещения ущерба в случае трудового увечья, всех доплат, предусмотренных трудовым законодательством, и пр.).
Поскольку выплаты «серой», «теневой» заработной платы наносит значительный ущерб не только государству, но и гражданам нашей страны, работа по предотвращению и пресечению этих нарушений является одной из важных задач налоговых, правоохранительных и других исполнительных государственных органов.
В целях снижения теневой занятости и легализации трудовых отношений граждане могут сообщать о нарушениях, связанных с выплатой «теневой» заработной платы, на телефон "горячей линии" 8(48457)2-10-08, 8(48457)2-18-50.

Уважаемые сограждане, помните!
Только общие усилия помогут найти действенные меры по решению этой проблемы.

Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора

В соответствии с пунктом 3 статьи 5.27. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Совершение вышеназванных административных правонарушений, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере пяти тысяч рублей;
на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Памятка по вопросам легализации трудовых отношений

Памятка по вопросам обеспечения трудовых прав граждан предпенсионного возраста

Телефон "Горячей линии" по вопросам легализации трудовых отношений и выплаты "серой" заработной платы, по реализации мер по сохранению и развитию занятости граждан предпенсионного возраста в Куйбышевском районе:

(48457)2-10-08, 2-18-50.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie